11 сентября в выставочных залах музея открылась юбилейная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Марии Дмитриевны Достоевской.
Ее образ, запечатленный Достоевским с такой глубокой и трагической ясностью, современный человек едва может различить, вглядываясь в скупые штрихи двух маленьких фотографий или вчитываясь в строки воспоминаний о писателе, где иногда упоминается ее имя.
Названием выставки стала цитата из воспоминаний В.В. Тимофеевой (О. Починковской) о Достоевском «Год работы со знаменитым писателем». Отмечая удивительное внешнее сходство мемуаристки со своей первой женой, Достоевский сказал о Марии Дмитриевне:
«Была это женщина души самой возвышенной и восторженной. Сгорала, можно сказать, в огне этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова - да! - и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок».
Так, спустя девять лет после смерти Марии Дмитриевны (разговор писателя с юной корректоршей типографии В.В. Тимофеевой состоялся в июне 1873 года), Достоевский вновь возвращается к мысли, которая связана у него с образом первой жены, и которая задает высочайшую точку восприятия писателем ее личности. Он вновь, как и в апреле 1864 года, размышляет об идеале, «к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек».
Выставка является попыткой, несмотря на скупость имеющегося материала, хоть отчасти приблизиться к образу Марии Дмитриевны Достоевской, каким его увидели и запечатлели современные художники. Первыми посетителями выставки стали сотрудники музеев и галерей, архитекторы, художники, писатели, актеры, преподаватели профессионального и дополнительного образования, поклонники литературы и искусства, люди неравнодушные к судьбе и облику родного города.
В основе экспозиции письма, дневниковые записи и воспоминания Ф.М. Достоевского и его современников, а также известные и недавно выявленные архивные документы. Среди последних особый интерес представляют страницы метрической книги Церкви св. Никиты Мученика на Старой Басманной улице (Москва) за 1864 год, где сообщается об отпевании Марии Дмитриевны, указывается его адрес и место захоронения.
На выставке собрано более тридцати произведений изобразительного искусства из фондов Музея Ф.М. Достоевского, Новокузнецкого краеведческого музея и Новокузнецкого художественного музея. Посетителю представлен взгляд современных художников на образ Марии Дмитриевны и на историю ее взаимоотношений с Ф.М. Достоевским. Целый ряд произведений экспонируется впервые, в их числе графические работы П.П. Рещикова, В.Т. Васильева и П.Г. Тиманова.
Особый раздел выставки посвящен образу пространства, с которым связаны важнейшие моменты жизни Марии Дмитриевны Достоевской. География этого пространства, удивительно широкая для того времени, включает Таганрог, Астрахань, Семипалатинск, Кузнецк, Омск, Тюмень, Нижний Новгород, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Тверь, Петербург, Владимир и Москву.
С помощью современных технологий 3D-анимации архитектором Павлом Тимановым была представлена на открытии выставки реконструкция утраченного в начале XX века здания Градо-Кузнецкой Богородице-Одигитриевской церкви, в которой венчались Достоевский и Мария Дмитриевна. Также на выставке впервые можно увидеть в 3D-анимации проектное предложение архитектора по восстановлению церкви и созданию храмового комплекса.
К 200-летию М.Д. Исаевой (Достоевской) по инициативе директора Новокузнецкого художественного музея Ларисы Николаевны Лариной музею Ф.М. Достоевского была подарена работа известного новокузнецкого художника А.М. Брызгунова «Предложение и согласие». Ее преподнесли родственники художника - Наталья Брызгунова и Надежда Зубко. Эту картину уже можно увидеть на выставке "В стремлении к идеалу", которая будет работать до 21 октября 2024 года.
Приглашаем в музей!
Просмотров: 135